Фандрайзинг в России

Да не оскудеет рука дающего!

Иностранные слова разбавляют наш могучий и великий язык с каждым десятилетием все больше. Многие из них становятся неотъемлемой частью речи, другие — все еще вызывают вопросы. И хотя понятие «fundrising» вошло в нашу жизнь еще лет 20 назад, что такое фандрайзинг — не понимают многие. Давайте сегодня разберемся.

Сбор денег

Определение понятия

Термин «фандрайзинг», или «фандрейзинг» — происходит от англ. «fundrising» и в широком смысле означает сбор денег, их привлечение от сторонних организаций и инвесторов. Но в отличие от инвестиций, которые предполагают возврат вложенной суммы и заработок, деньги перечисляют навсегда, без возврата. Поэтому основная цель этих перечислений — благотворительность и поддержка некоммерческих проектов.

За рубежом деятельность по привлечению средств очень развита, существуют учебные заведения, готовящие профессионалов. Ежегодно проводятся сотни мероприятий, посвященные сбору средств. Благотворительность поставлена можно сказать «на поток». В России, как обычно, все по-другому, и очень мало некоммерческих партнерств занимаются добыванием финансирования регулярно, а не ждут, когда неожиданно объявится этот благотворитель. Сущность и определение

Кто такой фандрайзер?

Люди, которые занимаются сбором средств, называются фандрайзерами. В США они подразделяются на внутренних и внешних. Внутренние — сотрудники организации, которой нужны деньги, внешние — профессионалы, которые привлекаются как аутсорсинг. В России не развит институт профессиональных фандрайзеров.

Способы привлечения денег очень похожи на стандартные каналы продаж: холодные звонки по телефону, личные продажи при знакомстве или встрече, рассылка и проведение профильных мероприятий.

Какие бывают виды помощи?

Денежная помощь может быть адресной, направленной конкретному человеку или организации, или просто перечисления фонду в общий бюджет. Помогают и людям, и компаниям или объединениям. С помощью людям все просто. Сбор средств идет на лечение, проведение операций, поддерживающую терапию, лекарства и медицинскую технику.

Если говорить об организациях, то поддерживают в следующих случаях:

  • научные исследования и разработки;
  • экологические программы;
  • социальные программы;
  • образование.

Разновидность направления

Денежные средства может получить и индивидуум, ведущий общественно значимую деятельность, социальные проекты или научные эксперименты.

Различают разные виды поддержки: грант, спонсорство, патронаж и меценатство.

  • Гранты обычно назначают ученым на исследования, а также подающим надежды юным талантам во всех сферах;
  • Меценатство — относится в основном к культуре и искусству;
  • Спонсорство — обмен благотворительности на рекламу и продвижение бренда;
  • Патронаж предполагает оказание помощи на регулярной основе и установление прав над субъектом.

Развитие в России

Сегодня мы являемся свидетелями становления профессионального фандрайзинга в России. Если вы хотите сделать фандрайзинг своей профессией, то самое время начать. Из разрозненных общественных организаций и вечеринок звезд с целью собрать деньги формируется полноценная отрасль со своей ассоциацией, регулярными конференциями и наградами. Сбором денег на благотворительные цели теперь занимаются НКО — некоммерческие организации. Их деятельность с 1996 года регулируется специальным законом № 7-ФЗ, но изменения в него вносятся практически каждый год. Видов НКО много, но не все они занимаются благотворительностью: даже садовые товарищества к ним относятся. Фандрайзинговые организации — общественные объединения и фонды.

Общественная организация

В 2013 году была создана Ассоциация фандрайзеров (Nonprofit Partnership Fundrisers`Association). В 2016 году Ассоциация учредила награду «Золотой кот». Номинации награждения:

  • социальная реклама;
  • интернет-рассылка;
  • благотворительное мероприятие;
  • онлайн-акция;
  • стартап.

Главное мероприятие в среде профи — конференция «Белые ночи фандрайзинга».

Важно: В 2017 году X Международная практическая конференция «Белые ночи фандрайзинга» запланирована на 22-25 мая в Санкт-Петербурге.

Всемирная организация

Действует в нашей стране еще одно объединение — Форум доноров, основным девизом которого стало «О благотворительности — профессионально». В него входят крупные грантодающие организации. По данным Форума, в РФ примерно 2500 некоммерческих благотворительных организаций, но только пятая часть от них регулярно содержит на свои деньги различные проекты и людей. Именно в такие организации стоит обращаться за получением любого вида помощи.

Важно: полный список компаний-доноров опубликован на сайте donorsforum.ru

Организации-доноры определяют для себя приоритетные направления поддержки и исходя из них распределяют финансирование. Кроме этого, часто проводятся конкурсы на получение разных видов помощи, но в основном в виде денежных средств. Каждый желающий может оформить заявку и подать в установленные сроки. При положительном результате по итогу необходимо отчитаться о потраченных средствах.

7 правил успешного фандрайзинга

Фандрайзинг — это тоже деятельность, и она требует систематизированного подхода. Основные правила успешного сбора средств на ваш проект:

  • Некоммерческий характер деятельности

Повторюсь еще раз: вы можете собирать деньги только на некоммерческую деятельность. Конечно, можно попробовать заработать на этом, но тогда мы будем говорить об инвестировании, а это уже совсем другие правила игры. Поэтому — общественно-значимый проект, что-то, что принесет пользу, если не всему человечеству, то хотя бы определенной группе лиц.

Важно: Если кто-то решит слукавить и соберет деньги для себя лично, прикрываясь благотворительностью, то это вообще мошенничество и уголовная статья.

  • Большим людям — большие задачи. Если вас удостоил честью принимать большой человек с целью помощи, помните, что просить нужно будет сразу значимые вещи. Люди из самого верха бизнеса или власти привыкли решать задачи «под ключ». Их не будут интересовать сборы «с миру по нитке», они будут готовы сразу закрыть насущную проблему. Поэтому, если у вас есть, к примеру, 2 задачи: найти 500 000 рублей на текущую деятельность, на которую вы собираете по 20 000-50 000 рублей с разных благотворителей, или купить лабораторное оборудование за 300 000 рублей, просите только на оборудование и сразу всю сумму.

Средства на оборудование

Важно: Важные «шишки» любят законченность: была проблема, теперь — нет. Они ее решили.

  • Соизмеряйте, у кого сколько просить. Заранее оцените по прямым или косвенным признакам, сколько человек готов пожертвовать. Можно провести предварительную разведку о финансовом состоянии, размерах и периодичности пожертвований, на какие цели обычно идет благотворительность. Или иногда меценат может напрямую сказать, что он готов помочь определенной суммой. Здесь нужен баланс: просить у рядового человека десятки тысяч рублей также бессмысленно, как и у олигарха сотню тысяч. Первых это отпугнет, последний будет раздосадован, что его отвлекают по пустякам;
  • Презентацию никто не отменял. В век инстаграмма и инфографики даже просить деньги нужно с красиво подготовленным проектом. Сделайте презентацию на бумаге или в сети, или на ПК, а лучше — подойти комплексно и подготовить материалы на разных носителях, а также продублировать их в соцсетях. Презентация должна кратко рассказать, кто вы, чем занимаетесь, что уже сделано, и на какие цели просятся деньги. Информативно и доступно. Если нужны деньги на разработки, постарайтесь не нагружать окружающих сложными терминами. Объясните, как ваше изобретение поможет людям. Если у вас социальный или экологический проект, то нужно сделать упор на то, чем вы отличаетесь от других проектов; Качественная работа
  • Регулярность. Поиск денег должен быть постоянным и непрерывным. Для деятельности всегда нужны средства, а они имеют особенность заканчиваться в самый неподходящий момент. Старайтесь не допускать ситуации, когда, бросив все остальные дела, вы вынуждены стучаться во все двери. Выделите себе определенное время, желательно — раз в неделю, чтобы встречаться с потенциальными благотворителями и проводить мероприятия по сбору средств. Всегда должен быть запас времени и на поиск денег, и на их получение после согласия;
  • Копейка рубль бережет. Не отворачивайте презрительно нос даже от совсем маленьких сумм. Все деньги хороши. Поэтому поблагодарите вносителя, а сами задумайтесь, почему так мало. Может быть, это связано с трудным финансовым положением, а может — вы не смогли донести всю важность вашего дела, поэтому благотворитель не счел нужным пожертвовать много. Обязательно анализируйте такие случаи и корректируйте вашу презентацию, материалы и доводы.

Копейка рубль бережет

Важно: Даже 10 рублей на дороге не валяются, их нужно заработать.

  •  Хороший тон. Этикет никто не отменял. В денежных вопросах он важен, как нигде. Поблагодарите обязательно благотворителя и сразу, и потом. Это может быть открытка, коробка конфет, образец пробной продукции, приглашение на благотворительный вечер. Хорошо разместить благодарность на странице в интернете, в соцсетях или прислать благодарность на бланке организации в офис меценату. Главное, это должно быть искренне и уместно.

Резюме

Фандрайзингом называют сбор средств на все виды благотворительности и некоммерческие проекты. Он представляет обособленную профессиональную деятельность, которой необходимо заниматься постоянно.

С точки зрения инвестора, это чисто благотворительное мероприятие, которое никогда и ни при каких условиях не предусматривает возврат вложений.

С точки зрения просящего, средства можно получить только на безвозмездные проекты, социальную помощь. Следует учитывать, что традиционно люди жертвуют на лечение детей, другие сферы собирают в разы меньше денег. Даже если смотреть по проектам, получившим награду «Золотой кот» за прошлый год, 4 из 5 были связаны с детьми и 1 — проект помощи старикам. В таких условиях найти деньги на финансирование деятельности, не связанной с медициной, очень тяжело.

Счастливые дети

Важно: Если вам нужны деньги на коммерческий проект, но вы боитесь привлекать полноценные инвестиции, можете попытать свое счастье в краундфандинге.

Для изыскания денег на научные разработки, исследования, проведение социальных мероприятий, защиту экологии, получение образования лучше обращаться в профильные фонды. Основные НКО в России, подходящие для таких целей:

  • Фонд Владимира Потанина — образование и культура;
  • Рыбаков фонд — образование, социальные проекты, студенческое предпринимательство;
  • Вита — защита животных;
  • Фонд Михаила Прохорова — культура;
  • Международный фонд технологий и инвестиций — образование, наука.

А лучше — занимайтесь благотворительностью сами. Как сказано в писании: «Ибо не переведутся нищие на земле, поэтому я заповедую тебе, говоря: раскрывай руку свою брату твоему, беднякам твоим и нищим твоим в стране твоей». Будьте щедрыми! Удачи!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Инвестиции: как стать  инвестором
Добавить комментарий

Проверка на спам *

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: