В 90-х годах в России процветала эпоха приватизации собственности, принадлежащей государству. Каждый гражданин России, начиная с 1992 года, приобретал чек номиналом в 10 000 рублей, который являлся документом целевого назначения.
Вопросами о распоряжении чека, который дает право на приватизацию, занимался инвестиционный чековый фонд. Как выглядят ваучеры, и как работают ЧИФы, каково их значение в экономике страны, и как чеки исчезли из оборота сегодня?
ЧИФы: понятие и деятельность
Чековые сообщества были созданы во времена приватизации ценных бумаг. В 1992 году был издан Указ Президента, который регламентировал положения о создании общества, осуществлявшего помощь населению с присвоением чековых инвестиций. Общество было уверено в том, что ваучерный прорыв поможет наладить инвестиционную деятельность в стране, а владельцы чеков, создавая АООТ, смогут контролировать предприятия.
Народный ЧИФ – акционерный фонд закрытого типа, который не обладал правом выкупа акций у инвесторов. Лицензирование, а затем и государственная регистрация ценных бумаг были подотчётны Госкомимуществу России. ОАО или ЗАО могло инвестировать определенный капитал в предприятия и организации, которые в дальнейшем отдавали процент от своей деятельности данному управляющему обществу.
Задавшись целью получения информации о ЧИФах, необходимо выяснить понятие и назначение чековых документов. Итак…
Ваучеры: как с ними обращаться?
Приватизационный чек – неименной документ, выпускаемый Сбербанком России и предназначенный для любого гражданина страны. Он обладал рядом отличительных особенностей, которые не позволяли сравнивать его с другими ценными бумагами:
- номинал чека составлял 10 000 рублей;
- личная стоимость ценной бумаги была около 25 рублей, однако фактическая цена была ориентирована на объем спроса;
- приобретение ваучера не ограничивалось условиями для продажи;
- данный инструмент позволял произвести обмен, в результате которого приобретались акции предприятий.
Каждый ваучер имел свой срок действия, указываемый прямо на нем. Как правило, приобрести акции или иным способом обменять ценную бумагу можно было в течение 1 или 2 лет с момента ее приобретения. Сегодня ваучерами пользоваться недопустимо, так как они не имеют ценностного значения.
Ваучерный чек мог приобрести любой гражданин России, независимо от своего возраста и рода занятий. Приобретение давало право не только на покупку акций АООТ, но и на продажу ценной бумаги за наличный расчет. Если владелец сертификата боялся распорядиться ваучером самостоятельно, за него осуществить рискованную операцию могло инвестиционное сообщество.
Чековая приватизация была завершена в 1998 году, после чего все ваучеры обесценились и постепенно изымались из обращения.
Механизм работы чековых инвестиционных фондов
ЧИФ призывал граждан вкладывать свои чеки, взамен предлагая стать акционером общества. Это давало вступившему право на доход от дивидендов, а также право на участие в собраниях общества. При этом граждане имели преимущество в равной степени распределить имущество ЧИФа после его ликвидации. Около четверти россиян посчитали это более выгодным использованием ваучеров, а большинство решило инвестировать свой капитал от чека в ОАО или другие предприятия.
Говоря о деятельности ЧИФа, можно сказать о частых чековых аукционах, на которых общество продавало приватизированные ценные бумаги за реальные деньги. Доход инвестиционный «банк» мог получить также от продажи своих акций за чеки. Основной направленностью фонда все же был сбор ваучеров у населения с целью продавать их структурам по конкретизированной стоимости.
К 1993 году в России было зарегистрировано около 550 фондов, которые собрали треть от общего количества чеков. Московский рынок ЧИФов ограничивался такими представителями как «Альфа капитал», «МММ-Инвест», «Капитал инвест» и другие. Совокупный капитал инвестиционных чековых обществ превышал уровень капитала коммерческих банков, что говорит о их большой значимости в экономической ситуации страны. Однако даже такое крупное и многозначительное производство имело свои ограничения по деятельности. Согласно российскому законодательству, чековые инвестиционные фонды не могли:
- осуществить инвестиционную деятельность в отношении ценных бумаг предприятий, которые не имели регистрационного номера или осуществляли производство за пределами страны;
- заключать сделки, которые так или иначе не были связаны с инвестициями;
- владеть опционами или фьючерсными контрактами;
- реализовывать и обращать денежные средства, полученные по займу;
- рекламировать или гарантировать получение или приумножение доходов;
- заниматься котировкой акций.
«Звездный час» инвестиционных фондов
В 1993 году была закреплена основная законодательная база, на основе которой чековые сообщества могли процветать и расширяться. Лидирующим сообществом по приватизации ваучеров оказался Народный чековый инвестиционный фонд, который акцентировал свою деятельность на надежности вкладываемых капиталов. На четвертый год его существования первый инвестиционный ресурс стал именоваться «Народный фонд».
Некоторые ЧИФы не могли долго продержаться, соблюдая установленные законы. Многие сообщества вкладывали приватизационные чеки в неэффективные и малозначительные предприятия, которые не могли выделить прибыль из убытков. Это привело и к убыточной деятельности самих обществ. Часть инвестиционных фондов обанкротилась и ликвидировалась (их насчитывалось около 250 организаций). Причем меньше 50% банкротов смогли рассчитаться с вкладчиками. Фонды, которые смогли продолжить деятельность, реорганизовались в АООТ (116 фондов). Среди них осталась лишь часть организаций, способных выплачивать дивиденды членам общества (примером может послужить крупное ОАО «МН-Фонд»).
Согласно докладу ФКЦБ, чековые фонды оказались крайне неэффективными вложениями граждан, так как весьма специфичная законодательная база была признана нерентабельной.
Среди главных причин, по которым было принято решение о закрытии фондов, находились такие как:
- Невыгодное налогообложение, которое вынуждало акционерные общества платить налог на прибыль по общим правилам, а также проценты по дополнительному налогу. Вся налоговая сумма составляла 50% от всей прибыли организации;
- Бесконтрольность вкладчиков, которая приводила к отсутствию всех акционеров на сборах по вопросам о выборе совета директоров;
- Правительство было бессильно в принятии санкций к советам директоров, когда были очевидны нарушения условий вложений. Государство могло лишь отозвать лицензию, но это было невозможно, так как большинство фондов территориально находились в оффшорах;
- Финансовый рынок был переключён на более сильные новации. Ими являлись финансовые пирамиды типа МММ или Тибет.
ЧИФа больше не существует
На основе Указа Президента от 1998 года чековые инвестиционные фонды должным образом вправе лишь реорганизоваться в паевые инвестиционные фонды или ОАО. На сегодня не существует организаций, прямо осуществляющих деятельность чековых обществ. Что касается крупного сообщества «Народный чековый инвестиционный фонд», то его право на осуществление деятельности перешло к Энерготрансбанку.
Таким образом, «социальный эксперимент» по приватизации государственного имущества оказался несколько неудачным, хотя и начинал свое развитие стремительно и напористо. Но сегодня инвестиции процветают все больше и больше, учитывая опыт предыдущих лет.